Нам, русским, особенно трудно даётся бизнес, потому что в России на данный момент нет практически никакого бизнес-образования. А если говорить о нынешних бизнесменах, о тех, кто сейчас занимается управлением и бизнесом, то со 100% уверенностью можно утверждать, что ни один из них не получал образования по управлению бизнесом, потому что в те времена, когда эти люди учились, не было даже такой профессии и такой специальности как бизнесмен.
И сейчас все эти люди вынуждены учиться на собственном опыте, набивать шишки ценой финансовых потерь, ценой собственных денег. Они, в большинстве своём, даже не подозревают, что их пути уже пройдены, что давно разработаны методики, давно придуманы решения их проблем.
Максимально приближенное к бизнесу обучение, которое у нас было в советские и околосоветские времена, — это экономическое, ну, может быть бухгалтерское. А оба они настолько отдалены от реальной жизни, от практики, что их просто невозможно использовать, чтобы решать конкретные коммерческие задачи. Они применимы только для подсчёта налогов, убытков или, в лучшем случае, для описания какой-то общей статистической ситуации.
Вы понимаете, о чём я говорю, если хоть раз прослушали курс по экономике. Это сплошные графики, законы и зависимости, которые и в чистой теории-то сложно понять, что уж говорить об использовании их в своей компании из трёх человек, когда ты никак не можешь нанять нормальных продавцов.
Поэтому, если провести аналогию с какой-то производственной областью, бизнесмен поставлен в такую ситуацию, как мужик в годах, которого поставили в кузнечный цех, дали молоток, кусок железа и сказали: «Сделай нам меч».
Результат, в общем-то, предсказуем. Помучавшись немного, обжегшись пару-тройку раз, потратив в 10 раз больше времени и дров, чем нужно, рано или поздно он сварганит вам нечто, похожее на меч, но кто будет готов его купить? Абсолютно то же самое происходит и с бизнесом.
Хуже того, в нашем русском менталитете заложен один посыл, который делает нашу работу как консультантов чрезвычайно затруднительной. Наша прошлая система образования приучила нас к тому, что теоретические знания, которые мы получаем, невозможно применить на практике. И придя на производство, мы вынуждены переучиваться и научиваться работать по-настоящему.
Из-за этой дурной привычки мы не верим в то, что обучение может помочь.
Но в своей работе, в своих семинарах мы используем западный подход: учим тому, что действительно применимо, даём слушателям практическую теорию, а потом проводим тренировки в смоделированных ситуациях, которые приучают людей использовать эту технологию, вырабатывают навыки. Это происходит примерно как при обучении вождению автомобиля: мы рассказываем, на что, как и зачем жать, а потом заставляем их проделывать это достаточное количество раз, чтобы они не разбились на дороге, когда сядут за руль самостоятельно.
Ремарка в сторону: а вы знаете, что обучение MBA основано, главным образом, на изучении практики, так называемых кейсов, реальных компаний. По сути, мы делаем то же самое, только в сконденсированной форме, предлагая уже выжимки, конкретные приёмы, действия и схемы, которые срабатывают раз за разом, если их правильно использовать.