Ещё один механизм, который необходимо внедрить в рамках системы Финансового планирования, — это правильная организация системы управления в компании.

Как правило, в обычной компании весь груз управленческой работы лежит исключительно на плечах директора, который, опять же как правило, является к тому же и владельцем бизнеса. Он вынужден тащить всех за собой, всё знать, за всё отвечать, всеми командовать. А остальные сотрудники обычно ропщут и в меру своей испорченности мешают ему. Несомненно, всё это — действительно работа директора. Но… искусство управления заключается в том, чтобы должным образом делегировать эту ответственность ниже.

И самые распространённые проблемы, связанные с делегированием, главным образом вызваны нашим особым, «национальным» пониманием «ответственности». Всё дело в том, что в нашем русском сознании ОТВЕТСТВЕННОСТЬ неизменно ассоциируется с НАКАЗАНИЕМ. Картинки по запросу уголовная ответственность

Когда нам говорят: «Теперь ты отвечаешь за то-то и тот-то», — мы автоматически понимаем, что в случае чего, именно я стану, как говорится, козлом отпущения и именно c меня спустят три шкуры, неважно, виноват я на самом деле или нет. И как всякий благоразумный человек, мы стремимся всячески такой «ответственности»  избежать, что вполне понятно.

Именно с этим образом мысли связанны недоумения начальства по поводу того, что «никто ни за что не хочет брать ответственность», подразумевая, что нам, как начальникам и руководителям, хотелось бы, чтобы наши сотрудники проявляли больше самостоятельности в улаживании сложных вопросов, чтобы они относились к работе и к свои обязанностям как к своему родимому делу, а не как к «работе на дядю с 9 до 6-ти».

Но для того чтобы добиться такого отношения со стороны сотрудников, мало обвесить их всевозможными «морковками-мотиваторами», здесь дело вовсе не в мотиваторах, дело в том, чтобы добиться такого состояния, когда они станут на самом деле ответственными за свои посты и свои зоны ответственности. А для этого надо очень хорошо понимать, что ответственность в этом понимании это не наказание, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это состояние ХОЗЯИНА в своём, пусть даже маленьком царстве. 

Ответственность за __________ подразумевает состояние хозяина в той сфере, за которую человек отвечает. И это сопряжено в первую очередь с определенными свободами действий, с полномочиями, с тем, чем он может в этой области повелевать. Здесь требуется правильно определять эти полномочия.

Подобное отношение довольно трудно внедрить, для этого необходимо проделать определённую работу в первую очередь в сознании директора (руководителя), который делегирует полномочия, в вторую — разъяснения и прояснения с тем человеком, которому делегированы полномочия, и в третьих — правильное выстраивание взаимоотношений между директором (руководителем) и подчинённым ему руководителем, которая не будет подрывать ответственность младшего руководителя за его область ответственности и разрушать в нём ощущения того, что «он здесь хозяин».

И тем более это сложно сделать в финансовой сфере, потому что директора и учредители не особенно-то желают раздавать финансовый полномочия. Именно поэтому трудно добиться ответственного отношения к созданию дохода и зарабатыванию денег для компании.

Система финансового планирования касается этого аспекта в очень большой степени, поскольку над созданием дохода работает вся компания и в освоении средств, в трате дохода, также участвует вся компания. И в связи с этим за доход и рациональное использование средств должны взять ответственность буквально все сотрудники, и в первую очередь руководители среднего звена.

Благодаря правильному пониманию того, что такое ответственность, и в большей степени благодаря опыту сотен и сотен организаций, в системе финансового планирования были определены различные уровни полномочий в приятии финансовых решений, уровни доступа к финансовой информации, уровни обязанностей и ответственности.

Это распределение ответственности позволяет создать «насос дохода». Компания превращается из своебразной ромашки, где в центре стоит директор или владелец бизнеса, а все остальные — вокруг него, как птенцы с открытыми ртами, требуют решений и денег, в функциональную структуру, где директор — это уполномочивающий, одобряющий орган, а остальные руководители и сотрудники — это органы, которые предлагают решения, выдвигают инициативы.
Children help adultsЭто позволяет развернуть руководящий поток. Если раньше директор сам все планировал и спускал приказы, которые потом исполнялись «из-под палки», теперь директор получает предложения и инициативы относительно зарабатывания денег и их рационального использования.

В итоге всей этой работы по организации возникает крепкая команда, где каждый стоит на своём месте, где каждый отвечает за свою область, где руководителю предлагаются решения неоптимальных ситуаций, а не высыпаются ему на голову в виде вороха проблем.

Не будем кривить душой, подобные изменения требуют большой работы как со стороны консультанта, так и со стороны директора и учредителя, но изменения того реально стоят, было бы желание.