Бизнесмен стремится зарабатывать, это элементарно. Для этого необходимо сдерживать расходы. В этом плане первое, что приходит на ум, — это бюджет. К бюджетированию всё чаще и чаще прибегают для компенсации недостатков бухгалтерии в плане управления финансами в бизнесе.

Но насколько бюджеты эффективны?

В более ранней статье мы рассматривали механизм, заложенный в самой сути бюджетирования, который приводит к возникновению долгов.

Но даже хотя бюджеты и выполняют отчасти функцию сдерживания расходов. У него есть другой существенный недостаток, который мешает оптимизировать расходы, а значит — увеличивать процент прибыльности. Этот недостаток — отсутствие механизма, стимулирующего эффективное использование дохода.

Драка за бюджет

Поясню. Когда наступает пора расходовать средства, деньги получает тот, кто раньше пришёл, а не тот участок или потребность, которая определяет будущий доход. Особенно сильно это проявляется в средних и крупных организациях, где штат больше 10 человек. Допустим, на производстве сломался станок, за счёт которого мы выполняем заказы клиентов. Но начальник цеха заболел, или он просто ленивый, или не дружит с бухгалтерией, или не успел выяснить, сколько стоит отремонтировать станок, тут может быть масса всяких причин, суть в том, что он не дошёл до бухгалтерии с заявкой на ремонт станка.  А главный бухгалтер, поскольку он сидит рядом с деньгами, купил в бухгалтерию новые шкафы, ничего противозаконного он не сделал, потому что шкафы входят в бюджет, но тем не менее, с точки зрения целесообразности, это неправильный расход, потому что мы теперь не можем обслуживать клиентов, получаем отказы, конфликты и в целом ухудшаем свой имидж и теряем потенциальных клиентов. Но бюджет никоим образом не позволяет устанавливать приоритет трат. Нет там такого механизма. Как говорится, кто успел, тот и съел.

 

И вроде по отдельности всё правильно, всё согласно бюджету, а в совокупности какая-то ерунда получается.

Почему? Потому что в бюджетировании нет механизма соотнесения целесообразности тех или иных расходов с реально имеющимися в наличии деньгами. Нет механизма расставления приоритетов. В рамках бюджета все могут тратить сколько угодно и в каком угодно порядке, лишь бы не больше одобрено бюджетом.

И получается, что такие траты, накапливаясь, никак не будучи соотнесены с реальным поступлением денег относительно их важности для создания прибыли, по итогам отчетного периода превращаются в красные цифры в бюджете с огромным минусом и приводят к нерентабельности. В итоге, опять же, страдает дело в целом, страдает будущий доход и прибыль. За этим следуют кредиты, директора не могут достроить свои дома, чего уж мечтать о Багамах, в общем — эта лебединая песня бизнеса всем известна.

 

По сути дела бюджет — это просто прогноз, это не инструмент управления или контроля расходов. При желании расходы вопреки бюджету делаются очень легко. Кроме того в бюджете нет никакого встроенного механизма контроля его исполнения. В большинстве компаний он так и остается исключительно проектом на бумаге.

Секрет денег

Если бы бюджет был эффективен, мы бы никогда не услышали такую фразу, как «дефицит бюджета». И причина не в том, что у нас испорченные люди, коррумпированные чиновники, а люди уклоняются от налогов. Это говорит о том, бюджет как система не в состоянии добиться превышения доходов над расходам, не в состоянии контролировать целесообразность расходов и вообще сдерживать расходы.

Хотя, конечно, да, бюджет это несомненный шаг вперёд по сравнению с бухучётом, потому что позволяет осуществлять хоть какое-то прогнозирование и задавать хоть какие-то рамки, не пуская всё на самотёк.