Главной задачей любого коммерческого предприятия является извлечение прибыли. Иначе говоря — достижение такого положения дел, когда доход, приток денежных средств в компанию, больше, чем расходы; когда в результате деятельности на расчётном счёте или в кармане фактически оседает некая маржа, и мы можем купить дорогую машину или построить дом, ну, или что там обычно покупают богатые люди.

Решая эту задачу, бизнесмены прибегают к различным методикам.

Самая простая из них — купи дешевле, продай дороже. Но, к сожалению, эту методику уже не так просто применять, как прежде.

 

Первое, что бизнесмен, уровнем выше лоточника, вынужден делать, — это создавать бухгалтерию и вводить бухучёт. В обычном представлении бухучёт — это некая система, которая работает с деньгам, контролирует и учитывает деньги и мат.ценности.

Первые балансы. Древний Египет
Примерно так в Древнем Египте вели балансы.

Но в реальности каждый бизнесмен чувствует и понимает, что для обеспечения прибыльности компании бухгалтерия — это пятое колесо в телеге. Он как бы должен её иметь, но это сопряжено больше, извините, с геморроем, нежели с реальной помощью в бизнесе.

А это происходит потому, что бухучёт это не управленческая система, это система учёта. Он так и называется — бухгалтерский УЧЁТ. Иначе говоря, главная задача бухгалтера — учесть, подсчитать и записать то, что происходит. Жизнь течёт, что-то делается, совершаются коммерческие, товаро-денежные операции, мы что-то продаём, что-то покупаем, принимаем и отгружаем товары, сырьё перерабатывается, и бухгалтерия собирает отчёты об этом в виде определённой документации. И потом уже она выдаёт какие-то обобщённые отчеты в виде балансов и налоговых деклараций, которые показывают, что произошло и в каких количествах в денежном эквиваленте.

Да, несомненно, нам важно знать, какие в каких объёмах, какие операции совершались, сколько денег пришло, сколько ушло и так далее, но на самом деле полезность бухгалтерской информации и её достоверность на практике всегда остаётся под огромным вопросом.

Даже если взять конечный результат работы бухгалтера — отчётность, налоговую, балансовую, то её практическая ценность для бизнеса нулевая. Никто из бизнесменов никогда не использует эти отчёты для работы, для того чтобы получать оттуда какие-то полезные сведение. Ну, максимум, — чтобы подать его на очередной кредит. Я вам гарантирую, что 99,9% владельцев бизнеса никогда даже на заглядывают в балансы, а их подписание — это просто очередная отнимающая время формальность.

Всё это происходит оттого, что организация бухучёта, сама система бухучёта содержит ряд изъянов, из-за чего бухучёт становится обузой для бизнеса. Сама система бухучёта не приспособлена для того, чтобы управлять бизнесом. В ней нет никакой методики принятия решений, элементарно, она не объясняет нам, как расставить приоритеты при оплате счетов, как решить зарплатный вопрос, как решить сырьевой вопрос и так далее.

Бухгалтерия — это система, которая просто наблюдает и учитывает, она не управляет бизнесом. И то, это она должна была бы делать в идеале.

Но бизнес устроила бы даже и такая элементарная роль бухгалтерии, если бы бухгалтерия не была поставлена на службу государства. Если бы она не была инструментом наблюдения за бизнесом и вытряхивания из него денег. В сущности, современная бухгалтерия — это агент, который вынужден шпионить за бизнесом для налоговой инспекции. Из-за этого постоянно происходят конфликты между руководством и бухгалтерией.

Нередко бывает такое, особенно в период отчётности, что к бухгалтерам лучше вообще не подходить, они просто рычат и огрызаются, и выудить у них какие-либо нужные руководителю отчёты вообще невозможно, они просто орут на всех и выгоняют за дверь. А недобросовестные бухгалтеры вообще без зазрения совести пользуются тем, что директор ни черта не смыслит в бухгалтерии, нагло ему врут, что они заняты, а сами делают то, что им заблагорассудится. А бедный директор сидит и даже не может понять, какие у него на складе остатки. Это, конечно, крайность, но такое тоже мы тоже видели.

А ведь если задуматься, то это абсурдная ситуация: мы вынуждены содержать подразделение, которое работает против наших интересов.

Итак, вернёмся к вопросу, почему на бухгалтерский учёт невозможно полагаться в плане управления. В силу того, что задача бизнеса — оптимизировать расходы, мы всегда кончаем тем, что бухгалтерский учёт никогда не отражает реалии в тех количествах и в тех показателях, что имеют место на самом деле. Иными словами, имея один только бухучёт, вы даже не сможете сказать, что именно произошло.

И это не голословное утверждение, оно действительно подтверждается фактами. Если вы спросите руководителя: «Скажите, дорогой товарищ, какова у вас на сегодняшний день кредиторская задолженность?» — вы не получите вразумительного ответа. А ведь кредиторская задолженность — это один из базовых финансовых показателей. Это сумма внешнего долга компании, грубо говоря, сколько мы должны нашим поставщикам, каковы наши кредитные платежи и тому подобное. Так вот, никто из руководителей, кому я задавала этот вопрос, не смог на него ответить. А эта цифра должна быть известна, ведь в большей степени она определяет, является ли эта организация прибыльной или нет, и предоставляет (а на деле не предоставляет) эти сведения именно бухгалтерия. В сущности, это элементарный вопрос, ответ на который знает любой человек: сколько кому он должен. А вот в нашей бухгалтерии так всё устроено, что на получение ответа, в зависимости от запущенности дел, уходит от пары часов (и это в самом лучшем случае) до нескольких дней. И я вовсе не шучу. В бизнесе это обычная ситуация. Даже если руководитель более или менее в курсе финансовой картины, если он держит руку на пульсе, он все равно сможет назвать вам лишь приблизительную сумму, и при проверке оказывается, что сумма эта неверная.

И как в такой обстановке вы можете вообще вести речь о каком-то контроле и планировании финансов?

Получается парадокс: бухгалтерия, которая вроде как всё считает и учитывает, на самом деле учитывает всё частично или с оговоркой.

И как всё это приведёт к прибыли?

Это происходит по понятным причинам: либо мы не можем кое-что отразить в бухгалтерии из-за налоговых особенностей, либо просто и тупо бухгалтерия не получила документов, ведь в бухгалтерском учёте отражаются не фактические операции, а документация. Частенько случается такое, что операция прошла, а документа нет, значит никакие цифры не попаду в бухучёт.

И здесь кроется ещё один подводный камень бухгалтерии: бухгалтерские сведения всегда запаздывают по времени. Допустим, мы как компания предоставили какую-то услугу, а нерадивый менеджер забыл подписать акт выполненных работ. В бухгалтерии будет числиться долг по услугам с нашей стороны, хотя на самом деле мы уже отработали полученные с клиента деньги. Такая жёсткая зависимость от документации приводит к очень большому отставанию по времени.

Тут подключается слишком много факторов для ошибок и злонамеренных действий: забыли или не захотели выписать документ, потеряли, неправильно оформили, не донесли до бухгалтера — это тысяча и одна причина, из-за чего сведения могут не попасть в учёт.

Всё это приводит к тому, что реальное положение дел никогда не найдёт полного отражения в бухучёте.

Что же делать? Об этом — в наших дальнейших постах.

 

На наших семинарах мы более подробно рассматривает, как сделать так, чтобы бухгалтерия помогала бизнесу. Как её организовать и какие там должны выполняться функции, чтобы она действовала на благо компании в полной мере.