Stirau nadpisi so sten       Русский менталитет сформировал несколько бизнес-привычек, которые сильно отличают нас от европейцев. Некоторые из этих привычек неизменно приводят если не к краху бизнеса, то к медленному его распаду.

       История постоянно сотрясает нашу страну катаклизмами. Нам обещают одно, но происходит совершенно противоположное. При этом мы достаточно изолированы на своей огромной территории. По большей части из-за этого мы, русские, не особо надеемся на будущее и не рассчитываем ни на кого, кроме себя и ограниченного круга нашей семьи и друзей. Мы совершенно точно знаем, что полагаться на какую-либо систему опасно, потому что все системы нас предают. К примеру, мы не можем доверять даже дорожным знакам, потому что «их просто забыли убрать», а там, где они нужны, их «забывают поставить», и нам постоянно приходится следить во все глаза, чтобы не разбиться на очередной яме. Мы приходим в магазин и не доверяем качеству продуктов, мы не можем купить первый попавшийся кусок с полки, не рассмотрев его как следует.

       Из-за этого мы также в большинстве своем чрезвычайно изобретательны и склонны идти своим путём. Это, с одной стороны, наше достоинство, но, с другой стороны, огромный недостаток, который не даёт нам усваивать накопленный другими опыт и использовать его, ведь «никому нельзя верить».

       Это представление довольно грубое, но оно позволит нам рассмотреть общераспространённые упущения в русском способе ведения бизнеса:

Первое) Нас постоянно преследует желание быстро «выскочить» из бизнеса. Через пару-тройку лет у нас создаётся ощущение, что наш собственный бизнес затягивает», мы «устаём от всего этого», особенно если бизнес не приносит больших денег, чтобы позволить себе достаточно часто отлучаться на курорты. Развивается некая скука и томление от жизни.

 Второе) Создавая бизнес, мы редко думаем о том, что мы создаём империю или целую индустрию, которую мы передадим своим потомкам. Нам просто нужно по-быстрому «срубить бабла», чтобы наконец-то обеспечить себя элементарным комфортом: купить хорошую машину, построить дом, ездить «по заграницам» — у кого что. Мы не готовы годами, десятилетиями питаться «дошираком», чтобы взращивать свою идею и по крупицам выстраивать дело по производству бутербродов. Если мы не получим чистый навар в течение года, мы, скорее всего, бросим этот бизнес.

 Именно поэтому у нас так популярны «быстрые заработки в Интернете», «быстрые старт-апы» и прочие проекты, играющие на нашем желании быстрого обогащения.

Третье) Несмотря на наше недоверие «официальной линии партии», мы склонны чрезмерно полагаться на конкретных людей, будь то наши родственники или друзья. Мы скорее доверимся своему другу по двору, неважно, что он не слишком-то разбирается в этом, нежели стороннему человеку, назвавшемуся специалистом.

Дотошная придирчивость к друзьям и родственникам рассматривается как личное оскорбление. Мы скорее поверим  на слово жене своего друга, которая работает у нас бухгалтером, чем оскорбим её (и заодно его) аудитом.

Эта доверчивость, порождает нежелание вникать в детали. Мы очень быстро пытаемся избавиться от необходимости подписывать платёжные поручения, что уж говорить о товарных доверенностях и кассовых ордерах. Гадая, почему у нас не идут продажи, мы скорее будет обсуждать это с братом за пивом, чем пойдём и проведём неделю в отделе продаж, обзванивая потерянных клиентов.

Четвёртое) И всё это в той или иной степени проистекает из нашего дилетантизма. Да-да, несмотря на расхваленное советское образование (а  все наши нынешние бизнесмены — это, в лучшем случае, выпускники ВУЗов), мы совершенно не обучены тому, по каким законам происходит построение производственной группы, каким образом управлять финансами компании, как наладить контроль качества и как оптимизировать все бизнес-процессы. Мы, в лучшем случае, — инженеры, работники интеллектуального труда.

У большинства из нас понимание экономических процессов развития бизнеса не превышает пресловутого анекдота «Вот, на эти два процента я и живу».

       Все эти «национальные» особенности приводят примерно к следующему сценарию создания и развития многих наших компаний. Этот сценарий в том или ином варианте встречается практически в каждой русской компании. (Хочу сделать оговорку, что здесь речь идёт о честном частном бизнесе, а не о «олигархиях», взращённых на костях советской промышленности, которые развиваются по совершенно иным законам.)

        Итак, вот этот сценарий: один сообразительный человек видит некую «нишу», которая обещает принести неплохие деньги. Он собирает все свои сбережения или берёт кредит. Первые партии товара расходятся быстро, появляются деньги. Торговые обороты начинают увеличиваться. На первых порах сам бизнесмен привлекает клиентов.

       Как только обороты позволяют купить что-то стоящее (дорогой кроссовер, например), бизнесмен начинает «выходить из игры», запускаются другие направления, расширяется линейка продукции. Нанимаются несколько бухгалтеров, все финансовые вопросы и платежи передаются в бухгалтерию.

Бизнесмен нанимает больше сотрудников. Теперь у него есть крутой, настоящий бизнес: с офисом, секретарём и отделом продаж.

       Бизнесмен перестаёт работать с клиентами, у него появляется свободное время, новые «статусные» занятия, побрякушки, строительство. Времени на бизнес становится всё меньше и меньше. В суматохе пролетает несколько лет.

       Бизнес крутится как бы сам собой. Через какое-то время бизнесмен начинает замечать, что денег ему не хватает. Оказывается, что начался какой-нибудь «кризис», расплодились «конкуренты» или произошло «насыщение» рынка и его товары/услуги уже не пользуются таким бешеным спросом.

       Финансовые проблемы нарастают: налоговая поджимает, зарплату платить уже затруднительно, начинаются трудности с поставщиками и прочее.

Бизнесмен вынужден реализовывать собственные активы, чтобы поддержать бизнес на плаву.

       В конечном итоге приходится сократить практически всех сотрудников, остается самый минимум, скорее всего семья. Заработка хватает только на жизнь.

       Обычно бизнес-консультантов привлекают на этапе, когда «всё плохо и мы уже не знаем, что делать», когда развал продолжался пару-тройку лет и все ресурсы исчерпаны.

       В большинстве компаний, где мы проводили «Анализ бизнес-процессов» с применением техник оценки данных выяснялось, как правило, следующее:

  1. Владелец бизнеса скинул работу с клиентами, не обучив как следует новых сотрудников, и никогда больше не проверял, что там делается. Иногда владелец ставит директора, а сам уходит в сторону, переставая развивать бизнес.
  2. В результате ухода или перевода на другую (как правило руководящую) должность самого лучшего продавца прекращается активное привлечение новых клиентов.
  3. Отдел продаж концентрируется на работе с имеющимися клиентами, обслуживание клиентов становится халатным, из-за чего начинается постепенный неуловимый отток клиентуры.
  4. Контроль финансовых дел передаётся бухгалтеру, владелец не вникает в цифры, начинаются финансовые утечки и растраты, неэффективное использование средств.
  5.  Кроме того, что никогда не ведутся статистики, которые бы заранее указали на начало проблем, так что неоптимальным ситуациям позволяют существовать годами.

       Сталкиваясь с этим из раза в раз, мы специально включили в наши тренинги по финансовому планированию темы, где мы дадим управленческие технологии, которые объяснят, почему так происходит и что делать, чтобы избежать таких сценариев, достигнув при этом и цели «освободиться от бизнеса» и стабильного роста дохода.